Национальная комиссия по коммуникациям откликнулась на статью Forbes. В частности, в комиссии объясняют, что доходы от вещания стабильны и они не уменьшились. В заявлении читаем:
«Издание Forbes и агентство bm.ge опубликовали статью о доходах телеканалов с заглавием – «Телевизионные доходы уменьшились», что не соответствует правде. Данные 2018 года о доходах от вещания, опубликованные Национальной комиссией по коммуникациям, медиасредство использовало неправильно и с фактическими ошибками. Комиссия обратилась к руководителю медиасредств и потребовала исправить ошибки, однако, с их стороны это требование не было исполнено. Исходя из этого, мы считаем, что объязаны еще раз предоставить обществу детальную информацию о доходах от вещания 2018 года.
Первое – грубым нарушением и неправильной информацией является то, что в статье доходы не от вещания медиасредством внесены в доходы от вещания. В частности, к доходам от вещания они отнесли также доходы такого типа, каковыми являются, например, доходы от реализации техники, мебели и другого аналогичного инвентаря. Реализация инвентаря аналогичного типа не имеет ничего общего с доходом от вешания. На аналитической веб-странице комиссии по коммуникациям четко указаны виды доходов, в том числе – отдельно выделена графа о доходах не от вещания. К сожалению, издание не предусмотрело и не предоставило читателям информацию о том, что данные о доходах, приведенные в статье, включали в себя также и доходы не от вещания. Следует отметить, что при подсчете доходов европейские страны руководствуются теми же принципами, что и комиссия.
Второе – в статье читаем – «В 2018 году суммарный доход телеканалов, действующих в Грузии, составил 137.2 млн Лари, что на 9.4 млн Лари меньше по сравнению с показателем 2017 года» – этот показатель также представлен неправильно, потому что, как мы уже отметили, туда внесены и доходы не от вещания. Реально, в 2018 году суммарный доход телеканалов, действующих в Грузии, составил 135,650,527.06 Лари, что на 7,661,663.13 Лари больше по сравнению с 2017 годом. И в статье и в ее заглавии внимание уделяется тому, что телевизионные доходы уменьшились, а для подтверждения этого медиасредство использует доходы не от вещания. Естественно, издание имело право, использовать эти данные, но не так, чтобы ввести потребителей в заблуждение и представить доходы не от вещания как доходы от вещания.
Третье – в статье читаем, что доходы телеканалов уменьшились на 16,9 млн Лари. Как и в предыдущем случае, показатели и здесь представлены неправильно. 16 млн Лари, которые они внесли в телевизионные доходы и представили, как уменьшение, – это сумма полностью получена не от вещания, а от продажи аппаратуры телекомпании GDS и это не является доходом от вещания.
Четвертое – в статье написано – «Что касается доходов, полученных от спонсоров и реклам, телеканалы, действующие в Грузии, этим путем суммарно получили 67.2 млн Лари, что на 1.9 млн Лари меньше показателя 2017 года.» В этом случае возникает вопрос – если целью медиасредства являлся анализ рекламного рынка и соответствующих доходов, почему названы только два компонента доходов от рекламы, тогда как в доходы от рекламы входят реклама, спонсирование, размещение продукции, объявления и телешопинг. По международной практике именно по этим данным происходит подсчет доходов от рекламы, что также четко указано в требованиях Евродирективы.
Реально, в 2018 году суммарный доход телеканалов от рекламы составил 75,262,955.32 Лари, а в 2017 году – 75,421,094.65 Лари, фактически, доходы от рекламы в 2018 году остаются на том же уровне и разница составляет лишь 0.2%.
Исходя из этого, данные, приведенные медиасредством в своей статье, неверные – так как по общим доходам от вещания доходы телеканалов увеличились на 7,661,663.13 Лари, а по доходам от рекламы в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, разница составляет лишь 0.2%. Соответственно, заглавие и содержание статьи оторваны от реальной картины, так как, по всем параметрам, в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, на вещательном рынке ситуация стабильна и уменьшение не фиксируется.
По данным анализа доходов от вещания, комиссия по коммуникациям заявляет, что вещательный рынок стабилен. Для информации, в первом квартале 2019 года, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, на телевизионном рынке зафиксирован 8%-ый рост. В первом квартале 2019 года телевещатели получили доход в 12,686,428.19 Лари, тогда как в 2018 году этот показатель составил 11,789,995.20 Лари. Еще раз отметим, что телевизионный рекламный рынок не уменьшается и, в основном, фиксируется на одном уровне. По итогам последних исследований, аналогичная тенденция фиксируется и в европейских странах, исходя из того, что в эпоху современных технологий ежедневно развивается цифровая медиа и рекламные суммы от традиционных медиа средств уходят в новые медиа средства. Комиссия призывает вещателей, идти в ногу с новыми вызовами и развивать цифровые платформы», – сказано в заявлении.