В первом квартале 2017 г., количество грузов, принятых морскими портами и терминалами Грузии слегка увеличилось, хотя, оно все равно отстает от показателей до 2014 г. Генеральный директор потийского морского порта Клаус Гольм Лаурсен оценивает сокращение грузооборота и экономическое положение в Грузии и в регионе в целом.
– Каковы планы АРМ терминала по отношению к Грузии и как Вы оцениваете сегодняшние экономические тенденции?
– APM Terminal уже 5 лет оперирует в Грузии. Мы очень надеемся, что экономика Грузии продолжит расти, но показатели снижаются. Тенденция снижения продолжается уже несколько лет. Причиной этого, в основном, является изменение цен на нефть. К тому же, на экономику Грузии влияет политическая и экономическая ситуация за ее пределами. На данный момент, наши планы связаны c усилением безопасности.
– Есть какие-либо улучшения с точки зрения грузооборота?
– Грузооборот однозначно уменьшается. В первом квартале наши показатели улучшились. В 2016 мы приняли 63 000 автомобиля – это достаточно хороший показатель, хотя, он все еще далек от показателей, которые у нас были до 2014 г. Так что, в экономике все еще есть вызовы.
Мы можем принимать намного больше груза, чем принимаем сейчас. Думаю, что похожая ситуация и в других портах региона. Мы наблюдаем за экономическим развитием Грузии и соответственно развиваем новые возможности в стране. Мы зависим от стабилизации цен на нефть. Мы также следим за экономикой в Азербайджане и в Армении.
– В чем заключаются новые возможности и как вы видите перспективы развития нового Шелкового пути?
– Вдоль Каспийского моря очень много ресурсов. Там достаточно много жителей и у них есть доступ к ресурсам. Это не только существующие возможности, но и те, которые создала конкуренция. Сейчас речь идет о том, что может сделать железная дорога и как она должна стать прибыльной. Вы должны быть максимально эффективны во всех операциях и должны иметь конкурентные цены. Одно дело – возможности, которые есть в Грузии, хотя, вы связаны с другими странами, которые являются звеньями этой общей цепи. Довольно много времени понадобится на то, чтобы все вовлеченные стороны начали работать слаженно и согласованно.
– Как подействует на конкурентоспособность открытие новых портов в Грузии? Вы сказали, что потийский порт может принимать больше груза, чем он принимает сейчас – Вы видите возможность того, чтобы больше груза прибывало в Грузию?
– Если Грузия желает быть транзитной страной, она должна помнить, что конкурирует с другими странами. Транспортный бизнес — это глобальный международный бизнес и этот бизнес находит наилучшие пути для перевозок.
– Как Вы оцениваете существующую инвестиционную среду?
– В транспортном бизнесе довольно много инвестиционных сторон. Для правительства и властей сложно защищать интересы всех. Правительство Грузии готово к диалогу. Это вызов, которым мы, инвесторы, довольны. Хотя, это может быть и не так для всех инвесторов. То, что показатели не растут, значит, что они снижаются. Нет золотой середины – это закон экономики. Обстоятельства меняются, и вы должны приспособиться.